Толпа в сочетании с назойливым вещанием экскурсоводов, перенасыщенным датами и малозначимыми подробностями, окончательно отвадили меня от всякого рода музеев, особенно если на входе стоит очередь с фотоаппратами наперевес.
В Питере мне привелось посетить в полном одиночестве (если не считать моего спутника) один страннейший музей, Музей гигиены на Малой Садовой. Кассир была так удивлена нашим внезапным появлением, что даже не сразу нашла в завалах своего стола стопку входных билетов. От радости она продала их нам за 15 рублей, по студенческому тарифу! Уж не знаю, находится ли музей по сей день там, или муниципалитет уже позарился на занимаемый им особняк и переселил его куда-нибудь на периферию.
Однако когда в полной тишине и одиночестве взираешь на разрез заспиртованного легкого курильщика с многолетним стажем, вдобавок пораженного раком, или на ножку в два миллиметра нерожденного ребенка, названного в аннотации "абортивный материал", комментарии экскурсовода кажутся совсем излишними.
Как забыть полуночное видение зала Мариинского театра? Однажды коктейль, устроенный одним благотворительным обществом, покровителем Мариинки, закончился так поздно, что служители театра не дождались нас и погасили свет вего корридорах. Из директорской ложи пришлось выбираться практически наощупь... Царская ложа оказалась открытой, еле живой свет освещал бархат партера, казавшийся почти черным. Глубокая ночная тишина зала, в котором обычно какофония зрительного зала сменяется гармонией звуков оркестровой ямы, звенела, как струна.
А вот спящий Дом Инвалидов. Не спят только двoе - луна и силуэт Наполеона над входом в собор, в котором только что закончился вечерний концерт:
Музей гигиены не только никуда не переехал, но и по-прежнему сеет разумное, доброе, вечное. Мне там нравится мумия крестьянки, которая отлично сохранилась благодаря какому-то особенному составу почвы, в которой покоилась. А дети, наглядевшись на легкие курильщика, навсегда зарекаются курить!
ОтветитьУдалитьТочно, про мумию-то я запамятовала! А ведь впечатлило тогда. Я вот тут прочитала, что бывало и так, что покойников хоронили в глинистую почву, просочившаяся вода вокруг саркофага образовывала что-то вроде герметичной камеры. Так вот, жировые ткани в этих условиях превращаются в подобие воска или мыла. И покойник вынлядит как живой первые часы после вскрытия такой могилы. Ну а потом, конечно, все начинает стремительно видоизменяться при контакте с кислородом...
ОтветитьУдалить